Идея.
Идея создания переднеприводного автомобиля"ВАЗ" с объемом двигателя 2,0 литра появилась еще в 93-94 года. Во многом это инициировалось результатами участия раллистов ВАЗа в этапах чемпионата мира и Европпы на автомобилях ВАЗ-2108. Тольяттинские гонщики регулярно побеждали в своем классе - 1600 и даже "в абсолюте" стали подбираться к десятке сильнейших гонщиков мира. Но класс 1600 - это класс любительский, в нем учавствуют спортсмены самого разного, но не самого высокого уровня. А добиваться лучших результатов в абсолютном зачете на "восьмерке" с двигателем 150 л.с., тогда как ведущие гонщики едут на полноприводны автомобилях, имеющих около 350 л.с., стало просто невозможно. В 1996 году в регламент чемпионата Европпы по ралли был введен класс автомобилей с приводом на одну ось и с объемом до 2000 куб.см. без наддува. Так возникла необходимость перехода в класс 2,0 литра. В это же время начались первые переговоры с фирмами - возможными партнерами по созданию такого автомобиля: "Volswagen", "Rover", "Toyota", "Nissan", "Ford", "Peugeot" и др.
Кроме того, у популярных и хорошо продаваемых автомобилей, как правило, всегда есть так называемая "топовая" версия. Версия, которая служит визитной карточкой всего семейства автомобилей: именно она побеждает в соревнованиях, пестрит на обложках журналов, на первом листе проспектов и буклетов, хотя объем двигателей внутри семейства, например у автомобилей "вазовского" класса, может иметь диапазон от 0,9 до 2,8 литра и более. Автомобилей "топовой" версии бывает немного - 2-3% от общего выпуска, но она создает настрой, будоражит воображение. У этих моделей специфическая символика в обозначениях: GSI (Grand Sport), GTI (Grand Tourism), RSI (Rasing Sport), и они, как правило, имеют широкий выбор дополнительного оборудования и вариантов отделки.
Так вот, зарожденгие идеи установки двухлитрового двигателя, а также первые макетные работы были связаны еще с "восьмеркой". В феврале 1996 года генеральный директор департамента развития АО "АВТОВАЗ" К.Г.Сахаров подписал приказ о разработке специальной модификации автомобиля ВАЗ-2110 с рабочим объемом двигателя 2,0 литра и создании на его базе спортивного автомобиля для участия в чемпионатах Европпы и мира в классе F-2.
Новой версии "десятки" был присвоен индекс 21106, а автомобилю для спорта - 21107. Теперь встал вопрос: что необходимо в "десятке" поправить? Первое - это более мощный мотор. Такой мотор "тянет" за собой новую трансмиссию и хорошие колеса. Причем, для того чтобы иметь возможность установки на спортивной версии 17-дюймовых колес, на серийной "сто шестой" необходимо иметь как минимум 15-дюймовые колеса. В то время появились "Фольксваген Гольф", "Опель Астра" на 16-дюймовых колесах. Тогда это было ново, а сейчас колеса большой размерности устанавливаются даже на дешевых машинах. Была поставлена задача сделать все с минимальными изменениями по каркасу кузова. Но большие колеса "потребовали" увеличения базы на 45 мм и колеи до 1480 мм. Они также повлекли изменения по длинне и ширине и во многом определили внешний вид автомобиля. Сейчас есть вариант "сто шестого" автомобиля с почти "десятым" дизайном, но и по его внешнему виду понятно, что это машина с возможностями.
Достаточно сложным был выбор мотора. Как уже говорилось, рассматривались различные варианты, но наиболее подходящим с точки зрения компоновки и возможностей форсировки оказался силовой агрегат "Opel Astra 2,0 - 1,6V" мощностью 150 л.с. В варианте без наддува двигатель форсируется до 250 - 300 сил, с наддувом - 400 сил. Кроме того, были выстроены отношения с английской фирмой "MSD" ("Motor Sport Developments"), которая имела большой опыт в подготовке спортивных автомобилей "Opel-Vauxhall". Решили вести паралельно сразу два проекта: 106 "коммерческий" автомобиль и на базе его раллийный. Было очень важно найти хорошего партнера ("MSD"), который помогал покупать силовые агрегаты, адаптировать их, а также участвовать в доводке спортивных автомобилей. При этом практически вся работа по автомобилю 21106 и основная часть работ по спортивной модификации 21107 была проделана в НТЦ ВАЗа.
Март - май 1996 года - разработка документации для изготовления опытных образцов. Сентябрь 1996 года - изготовлен первый прототип ВАЗ 21106 с силовым агрегатом "Opel Astra 2.0 1,6V", который прошел комплекс испытаний на Центральном автополигоне в г. Дмитрове. Как рассказал начальник управления проектирования автомобилей В.И.Губа, на базе НТЦ КЭОСА (конструкторско-экспериментального отдела специальных автомобилей) в 1996 году было отобрано около 12 автомобилей 21106, на которых были проведены приемочные, ресурсные испытания, испытания на удар, - то есть автомобиль прошел полный цикл испытаний.
В программе по созданию автомобилей 21106 и 21107 участвовала тольяттинская фирма "Мега-Лада" (Алик Гусанов). Была поставлена и выполнена достаточно сложная задача: сделать первый автомобиль за полгода, и сроки выдержали. На Московском салоне в августе 1996 года уже была выставлена "Желтая акула". В следующем году она опять участвовала в этом автосалоне. Потом автомобиль показали во Франкфурте, Эссене, Греции. В Германии поступил заказ на изготовление сразу двух с половиной тысяч штук. В Греции тоже был хороший заказ. Производство 21106 планировалось на базе СП ВАЗа и "Мега-Лады". Но после гибели Гасанова пришлось искать нового партнера.
Паралельно создавалась и спортивная версия - 21107. Летом 1996 года два образца, предварительно подготовленные в НТЦ ВАЗа, были отправлены в англию на фирму "MSD", где по техническому заданию совместно со специалистами ВАЗа была проведена специальная подготовка, доводка, а также тестирование на раллийных трассах. Тесты проводил английский раллист Алистер МакРей. Он оценил машину достаточно высоко. Программа тестов вместо двух недель была практически проведена за два дня. МакРей уже на второй день уложился в секунду от лучшего времени на данной трассе! По надежности, конечно, потом пришлось еще поработать, и за первые полгода участия в чемпионате России (пилот Александр Никоненко) была проведена доводка автомобиля по надежности. И вот уже два года Никоненко - лидер в "двухлитровом" классе чемпионата России, а в абсолютном зачете - в тройке призеров.
К созданию внешнего облика 21106 приложили руку несколько ВАЗовских дизайнеров, Первые эскизы нарисовал Владимир Ярцев. Пригласили Андрея Рузанова, который работал в паре с Никитой Матюхиным. Взяли одну из первых десяток, поставили в гараж, задали параметры по ширине длинне , колее. НТЦ обеспечил необходимое количество пластилина. Машину подняли на "козелки" и эпоксидкой "приморозили" пластилин. Разработки показали англичанам, они одобрили. Буквально в течении месяца все было готово. Первые пластмассовые детали тоже изготовили Рузанов с Матюхиным. Так появились и "Желтая акула", и первые три образца серии 100. Но "Желтая акула" была слишком экстравагантной, а всерию надо было запускать машину поскромнее, построже. В настоящее время последняя версия 106-й, разработанная Владимиром Степановым, значительно строже.
Алексей Зильперт (Цена?Авто г. Тольятти)
|
|
|